Словарь морских терминов для судоводителей

Автор: admin | Категория: «Судоводителям»

Популярность: 0.29 %


Большая база морских терминов для судоводителей в электронном виде.


Формат: doc.
Страниц: 465.





А
ААК: – Происхождение: гол. aak – Плоскодонное парусное судно типа баржи, распространено в Нидерландах. Носовая оконечность прямоугольная в горизонтальной и закругленная в вертикальной плоскости от днища к палубе. Большие Ааки имели парусное вооружение кеча, малые – шлюпа. Снабжались опускающимися по бортам шверцами. Часто использовались для перевозки вин по реке Рейну.
АБАНДОН: – Происхождение: фр. abandon – Отказ судовладельца или грузовладельца от прав на застрахованное судно или груз в пользу страховой организации, которая в этом случае выплачивает пострадавшему полную страховую сумму. Основанием для Абандона являются: гибель застрахованного судна, пропажа без вести, нецелесообразность ремонта судна или доставки застрахованного груза в место назначения, захват судна или груза, застрахованность от такой опасности. Заявление об Абандоне должно быть сделано в течение 6 месяцев с момента возникновения указанных оснований и не может быть условным или взято обратно.
АБИССАЛЬ: – Происхождение: от греч. abysses – бездонный – часть дна Мирового океана как среда обитания морских организмов; располагается в среднем на глубинах 3000 – 6000 м. Вблизи Абиссаля вода малоподвижна, имеет постоянную низкую температуру (от 0 до 2°С) и постоянную соленость (34,7 – 34,9%). Свет полностью отсутствует. Дно мягкое, покрыто тонким илом.
АБС-ПЛАСТИКИ: – термопластичный листовой конструкционный материал, используемый для крупносерийного (до 10 – 20 тысяч единиц в год) строительства мелких, в основном длинной до 3,5 м, гребных и парусных лодок. Секции наружных и внутренних корпусов лодки двухкорпусной конструкции изготовляются методом термовакуумного формования. Полное время изготовления секции 6 – 12 мин. Соединение секций осуществляется сваркой горячим воздухом при температуре 220 – 230 °С или склеиванием синтетическими клеями.
АВАНПОРТ: – Происхождение: фр. avant-port – 1. Один из двух парных портов, главный из которых расположен на реке на некотором расстоянии от моря, а второй А. – ближе к морю. А. обычно имеет большую глубину или меньшую замерзаемость, чем главный порт. Поэтому А. обслуживает крупные суда, которые из-за большой осадки не могут зайти в главный порт, или принимает суда в период, когда главный порт закрыт ввиду замерзания акватории. Иногда А. называют внешний рейд, расположенный за пределами акватории порта, который используется как для отстоя судов на якорях, так и для частичной разгрузки (паузки) крупнотоннажных судов; после паузки осадка судна уменьшается и дальнейшая его грузообработка идет у причалов порта.
АВАРИЙНАЯ ПАРТИЯ: – 1. Группа членов экипажа, создаваемая для борьбы с затоплением, пожарами, повреждением технических средств и других целей по обеспечению живучести судна. А.П. разделяют на носовую, кормовую и А.П. машинного отделения. В порту при увольнении экипажа на берег ежедневно формируют стояночную А.П. 2. Группа специалистов из экипажа спасательного судна и спасательной службы, высаживаемая на аварийное судно. В Арктике А.П. организуют на ледоколах из специалистов отряда аварийно-спасательной службы и ледокола. В их состав входят водолазы, газорезчики, электросварщики.
АВАРИЙНАЯ РАДИОСВЯЗЬ: – передача и прием судовой или береговой радиостанцией срочных сообщений или сигналов, касающихся безопасности мореплавания, жизни людей, сохранности судна, грузов и т.п. Из всех срочных сигналов важнейшим является сигнал бедствия (передается только по распоряжению капитана); в радиотелеграфии состоит из группы SOS,...–-..., передаваемой на частоте 500 кГц, в радио телефонии – из слова mayday (мейдей), передаваемого на частотах 2182 кГц и 156,8 МГц. Передача судовой радиотелеграфной станцией вызова и сообщения о бедствии производится в следующем порядке. Вызов бедствия: сигнал тревоги (12 тире, передаваемых в течении 1 мин) и немедленно вслед за ним сигнал бедствия; интервал длительностью 2 мин (если позволяют обстоятельства); сигнал SOS (3 раза); слово de; позывной сигнал радиостанции судна, терпящего бедствие (З раза). За вызовом бедствия как возможно быстрее должно следовать сообщение о бедствии: сигнал бедствия (повторно); название судна, терпящего бедствие; подробности о его местонахождении, характере бедствия и роде желаемой помощи; любые др. сведения, которые могли бы облегчить и ускорить спасание. После сообщения о бедствии судовая радиостанция передает 2 тире длительностью около 10 с каждое, за которым следует ее позывной сигнал (для радиопеленгования терпящего бедствие судна). Вызов бедствия, передаваемый по радиотелефону, производится в такой последовательности: сигнал бедствия mayday (3 раза); слово «говорит» (а при международном обмене de, произносимое как Delta Echo); название судна, терпящего бедствие, или его позывной сигнал (3 раза). Радиотелефонное сообщение о бедствии состоит из сигнала бедствия mayday (3 раза), позывного сигнала или названия радиостанции судна, терпящего бедствие; сведений о местонахождении судна, о характере бедствия и т.д. Перед передачей сигнала и сообщения о бедствии желательно передать радиотелефонный сигнал тревоги.
АВАРИЙНАЯ ЧАСТОТА, частота бедствия: – международная частота (длина волны), на которой работает судовая или береговая радиостанция при оповещении о бедствии или аварийном радиообмене. В радиотелеграфии А.Ч. составляет 500 кГц, в радиотелефонии – 2182 кГц.
АВАРИЙНОЕ СНАБЖЕНИЕ: – совокупность предметов снабжения судна, предназначенных для восстановления водонепроницаемости и прочности корпуса и судовых систем при авариях. В составе А.С. находятся: аварийный инвентарь, переносные водоотливные средства, инструмент, материалы. Аварийный инвентарь: пластыри и их снаряжение, легководолазное снаряжение, шпигованные маты, раздвижные упоры, аварийные струбцины, специальные болты. Аварийный инструмент: наборы такелажного и слесарного инструмента, топоры, пилы, лопаты, ломы, кувалды, ведра. Аварийные материалы: сосновые брусья, доски и пробки, сосновые и березовые клинья, судовая парусина, грубошерстный войлок, матовая резина, смоляная пакля, низкоуглеродистая проволока, строительные скобы, гвозди, цемент, песок, ускоритель затвердевания бетона, сурик, технический сурик. Пассажирские и суда специального назначения снабжаются, кроме того, переносными автогенными аппаратами для резки. С помощью переносных водоотливных средств откачивают воду из аварийных отсеков, не имеющих стационарных водоотливных систем (или при выходе их из строя), а также применяют как дополнительные средства откачки. Повреждения корпуса устраняют бетонированием: изготовляют цементные ящики и раскрепляют их по месту упорами и другими средствами крепления. С помощью бетонирования можно не только устранить водопроницаемость корпуса, но и частично восстановить местную прочность в районе повреждения. Аварийные брусья употребляют как упоры для подкрепления переборок и платформ, дверей, крышек люков, для крепления жестких пластырей и деревянных щитов на пробоинах; аварийные клинья – для расклинивания деревянных упоров при подкреплении ими переборок, палуб, а также для заделки трещин и разошедшихся швов в обшивке корпуса, переборок и настилах палуб. Аварийные пробки служат для заделки круглых пробоин и иллюминаторных отверстий. Нормы А.С. регламентируются Правилами Морского (Речного) Регистра судоходства РФ. А.С. хранится на аварийных постах, один из которых расположен в машинном отделении.
АВАРИЙНЫЙ ВЗНОС: – часть убытка, падающая на конкретного участника расходов по общей аварии и соразмерная стоимости принадлежащего ему имущества (судна, груза или фрахта).
АВАРИЙНЫЙ РАДИОБУЙ: – буй, снабженный автоматически действующим устройством, посылающим радиосигналы, которые служат для радиопеленгования и наведения спасателей на место аварии. А.Р. сбрасывается при необходимости с аварийного судна или всплывает после его гибели, автоматически включается после контакта с водой и передает по специальной программе сигнал бедствия, который содержит информацию, позволяющую определить тип и название терпящего бедствие судна, его государственную принадлежность, а также характер бедствия и время, прошедшее с начала аварии. А.Р. устанавливают на судах в соответствии с правилами ГМССБ (глобальной морской системой связи при бедствии).
АВИАНЕСУЩИЙ КОРАБЛЬ: – обобщенное название кораблей, имеющих на вооружении самолеты (вертолеты) и необходимые устройства для их размещения и боевого применения. К А.К. относятся: авианосцы, вертолетоносцы, крейсеры, десантные корабли, противолодочные и др. корабли, имеющие на вооружении палубные самолеты и вертолеты.
АВИАНОСЕЦ: – боевой надводный корабль, предназначенный для выполнения наступательных и оборонительных задач, вооруженной борьбы на море посредством применения палубной авиации. К первым А. относят авиаматки. В 1918 г. в состав английских ВМС вошли первые А., вооруженные истребителями, легкими бомбардировщиками и торпедоносцами. К началу 2-й мировой войны флоты Англии, США и Японии имели 23 А., причем половина из них была специальной постройки. Водоизмещение этих кораблей составляло 8000 – 28000 т, скорость 25 – 34 уз, на палубе размещалось до 100 самолетов. Современные А. представляют собой наиболее крупные надводные корабли водоизмещением до 100 тыс. т и скоростью более 30 узлов. По назначению современные А. разделяются на ударные, противолодочные и многоцелевые. Как правило, А. действуют в составе авианосных многоцелевых групп (включают 1 А. и 8 – 10 кораблей охранения) и авианосных ударных соединений (включают 2 – 4 группы). К А. примыкает группа авианесущих кораблей.
АВТОНОМНОСТЬ СУДНА: – длительность пребывания судна в море без пополнения запасов топлива, провизии и пресной воды. Определяется назначением судна и составляет 3 – 5 суток для небольших морских и рейдовых судов, 30 – 60 суток для крупных морских транспортных судов, 6 – 12 месяцев для крупных ледоколов, промысловых, гидрографических и научно-исследовательских судов. Различают А.С. по запасам провизии, пресной воды и топлива.
АВТОНОМНЫЙ ОБИТАЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ: – подводный аппарат, имеющий собственный источник энергии, средства движения, системы жизнеобеспечения и навигации, позволяющие выполнять возложенные на него задачи самостоятельно, без непосредственной связи с судном-носителем с помощью троса или кабель-троса. А.О.П.А. управляется находящимся в нем экипажем.
АВТОПРОКЛАДЧИК: – автоматическая система счисления и прокладки пути судна. Позволяет контролировать маневрирование судна, его скорость и место с документальной записью этих элементов на карте. А. работает от компаса и лага. Поправки системы курсоуказания, скорости и на дрейф вводятся вручную или автоматически. Определение координат и автоматическая прокладка пути судна производятся в географической системе координат. Прокладка ведется на картах в меркаторской проекции.
АВТОРУЛЕВОЙ: – навигационный прибор для автоматического управления судна рулевым приводом и удержания судна на заданном курсе. Представляет собой основную часть системы автоматического регулирования курса судна.
АГЕНТИРОВАНИЕ МОРСКИХ СУДОВ: – комплекс услуг, выполняемых морским агентом при заходе судна в порт. Основная функции агента: выполнение таможенных и иных формальностей, связанных с заходом судна в порт; содействие в предоставлении судну причала, плавательных средств (буксиров, катеров и др.), а также лоцманской проводки; обеспечение судна топливом, продовольствием и предметами технического снабжения; организация ремонта судна; содействие в быстрейшем выполнении погрузочно-разгрузочных операций; оповещение судовладельцев о движении их судов и о ходе грузовых операций; защита интересов судовладельцев перед таможенными органами, администрацией портов, грузовладельцами и др.
АГРЕССИВНЫЕ СВОЙСТВА морской воды: – свойства, вызывающие коррозию и разрушение погруженных в нее инженерных сооружений. Морская вода является природным раствором, занимающим одно из первых мест по агрессивности воздействия на металлы, железобетон и др. материалы. А.С. морской воды обусловливаются сравнительно высоким содержанием растворенных в ней солей и вследствие этого высокой ее электропроводностью, растворенным кислородом, концентрацией водородных ионов и щелочностью среды.
АДМИРАЛ: – воинское морское звание во флотах различных стран.
АДМИРАЛТЕЙСКИЕ МОДЕЛИ: – модели военных кораблей, выполнявшиеся для Британского адмиралтейства в XVII – XIX вв. (обычно в масштабе 1:32 или 1:48). А.М. должны были давать точное представление о конструкции и форме корпуса будущего корабля, т. к. в течении длительного времени они использовались вместо чертежей при строительстве настоящих кораблей. Это требовало от мастеров высокой точности исполнения, вплоть до мельчайших деталей, включая декор. А.М. иногда были полностью или частично лишены бортовой обшивки, рангоута и парусного вооружения. Они изготавливались обычно из грушевого дерева или самшита.
АДМИРАЛТЕЙСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ: – исполнительный орган военно-морского управления в России. Подчинен морскому министру. Создан 4 апреля 1805 г. Ведал научной и кораблестроительной частью морского ведомства. Руководил учебными заведениями, морскими библиотеками и музеями, инструментальными мастерскими, снаряжением отправляющихся в дальнее плавание судов, рассмотрением различных проектов и изобретений, изданием сочинений на морскую тематику. До 1812 г. руководил судостроительными и судоремонтными заводами, занимался снабжением флота, постройкой и содержанием всех зданий, принадлежавших морскому ведомству. Выпускал специальный журнал «Записки, издаваемые Государственным адмиралтейским департаментом, относящиеся к мореплаванию, наукам и словесности». В состав А.Д. входили 4 – 6 «непременных» членов – специалисты в области гидрографии, артиллерии, гуманитарных и точных наук, а также назначались почетные члены – из лиц, известных своими научными работами и изобретениями. В 1827 г. вместо А.Д. были учреждены Управление генерал-гидрографа и Морской ученый комитет.
АДМИРАЛТЕЙСКИЙ КОЭФФИЦИЕНТ: – коэффициент С в формуле адмиралтейских коэффициентов, связывающей водоизмещение D и скорость Vs судна с мощн. энергетич. уст-ки: N = D2/3 Vs3. Используется для определения мощности энергетич. установки проектируемого судна на нач. этапах разработки проекта. Колеблется в широких пределах: определяется, как правило, по прототипу. А.К. является также обобщенной хар-кой пропульсивных качеств судна.
Например, приближенный метод расчета буксировочной мощности Pe: Pe = (D2/3 Vs3)/Ce, где Ре - буксировочная мощность; D - водоизмещение, т, Vs - скорость в узлах, Се - адмиралтейский коэффициент, определяемый или по близкому прототипу, или по статистическим данным (осредненному прототипу).

Скачать slovar-morskih-terminov.rar [850.91 Kb] (cкачиваний: 2176)



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
  • Rambler's Top100
  • Сайт находится на хостинге Host Food