Особенности работы на танкерах следующие: 1. котлы;
2. СИГ (кислородомер);
3. система замера уровня груза в танках;
4. система дистанционного открытия/закрытия клапанов;
5. САЗРИУС;
6. система замера содержания опасного газа в балластных танках;
7. палубный кран;
8. грузовые и балластные насосы.
1. На больших танкерах грузовые насосы приводятся в действие паровыми турбинами. Как правило на судне имеется два котла, и обычно на выгрузке оба они в работе. Так как танкера выгружаются быстро, то большое внимание следует уделять котельной автоматике. Оба котла должны работать на автомате, чтобы механики , да и электромех, сидели в ЦПУ, а не дежурили возле котлов. Розжиг котлов в аварийном режиме должен быть доведен до автоматизма.
2. Система инертного газа. Если она не в работе, то выгрузке хана со всеми вытекающими последствиями. Ее тоже надо знать досконально, лучше, чем второй механик. Особое внимание уделять кислородомеру, так как нам не просто нужен инертный газ, а газ с малым содержанием кислорода и это содержание кислорода надо постоянно контролировать. Отбор инертного газа обычно осуществляется от одного из котлов, если на судне нет специального газогенератора.
3. Система замера уровня груза в танках. Если она не в работе, то выгрузку/погрузку возможно не остановят, но старпом будет паниковать и метаться, да и мерить каждый танк рулеткой проблематично.
4. Система дистанционного открытия/закрытия клапанов. Чтобы не сотворить перелив груза все клапана должны вовремя дистанционно открываться/закрываться. С ней нам тоже работы хватает, например бывает, что горит соленоид на станции гидравлики, летят вставки и штук шесть клапанов перестают дистанционно управляться. Их конечно можно открыть/закрыть вручную, но до станции гидравлики надо еще добежать, так как одна из них находится на баке, а длина парохода 300 метров. Опять чиф в панике.
5. Еще можно отдельно отметить САЗРИУС, систему замера содержания опасного газа в балластных танках и в помповом и палубный кран, который при погрузке/выгрузке на монобуе держит шланг. Все это тоже должно работать.
6. Автоматика грузовых/балластных турбин и насосов. Желательно, чтобы с ней тоже не было проблем.
Прошу заметить, что на маленьких танкерах немного другая специфика. Например там грузовые насосы приводятся в действие электромоторами или дизелями. Там обычно котел один, просто стоят помощнее движки.
Танкерная подготовкаВоспламеняемость 1…10% [ДПР] (единицы давления по Рейду).
вспышки > 60 - нелетучие.
вспышки < 60 - летучие.
Плотность горючих паров – тяжелее воздуха.
Воспламеняемые смеси содержат не менее 90% воздуха.
Требования к эксплуатации танкеров:• переносное оборудование должно быть заземлено, конструктивно безопасно;
• все стойки, мачты и краны должны быть заземлены;
• подшипники грузовых стрел необходимо смазывать графитной смазкой (электропроводимость);
• антенны средних и высоких частот (0,3…30МГц) до 500 метров могут индуцировать электрический потенциал у незаземленных «приемников» (краны, лебедки, мачт) (при небольшом излучении энергии (спутник) и при высоких частотах – ОК);
• радиопередачи запрещены – когда возможно присутствие горючего газа в зоне антенны;
• электронные часы – можно; фото и видео – нельзя;
• использование инструментов из мягких металлов – не рекомендуется (искрят);
• синтетические ткани – нельзя (прилипают к коже при пожаре);
• дегазация помещения и проверка уровня кислорода – перед входом в опасные помещения.
Перед выполнением огневых работ убедиться:
• отсутствие горючего газа;
• содержание – 21% по объему;
• нет масляного нагара;
• нет воспламеняющегося материала;
• помещение вымыто и дегазировано (< 2%);
• хорошая вентиляция;
• постоянный контроль наличия газов;
• соответствующее противопожарное оборудование готово для использования.
Письменное разрешение включает:
• продолжительность работ (до 12 часов);
• меры предосторожности;
• методы тушения пожара;
• средства наблюдения и связи.
Алюминий не должен соприкасаться со сталью (образование пятна при ударе по ржавой стали искра). Рекомендуется алюминиевые трапы защищать пластиком или деревом.
Аноды катодной защиты в грузовых танках.
• Mg-аноды – искры при динамическом контакте со ржавой сталью.
Запрещается устанавливать в танках, где могут присутствовать воспламеняющиеся газы.
• Al-аноды – искры при сильном динамическом контакте.
Устанавливать только в специально отведенных местах в пределах грузовых танков. Запрещается переставлять в другие места.
Так как Al-аноды могут быть легко приняты за Zn-аноды и помещены в потенциально опасные помещения. Поэтому рекомендуется ограничивать их применение только пределами танков постоянного балласта.
• Zn-аноды – не образуются искры при динамическом контакте со ржавой сталью.
Можно устанавливать везде.
Самовозгорание.
• хлопок, ветошь, брезент могут воспламениться если они пропитаны маслом (особенно растительным);
• разбрызгивание топлива или масла под давлением на горячую поверхность;
• пролитое на горячую обшивку масло.
МКО:
• не допускать выскакивание искр из дымохода;
• продувка котельных и дымоходных труб – до прихода и после выхода судна из порта. В порту – запрещено;
• очищающие жидкости – нетоксичные, невоспламеняющиеся;
• поддержание чистоты.
При холодной погоде – контролировать предохранительные клапаны давления/вакуума и газовыходные клапаны и сетчатые экраны вентиляции (конденсат замерзает).
Насосные отделения.
• чистота помещения (чтобы вовремя заметить протечки);
• вентиляция (перед каждым входом – провентилировать и проверить содержание );
• вход только с разрешения ответственного лица;
• дыхательные и реанимационные аппараты – в доступном месте.
Тушение пожаров.
Минимальное количество противопожарного снаряжения на танкерах – 4.
• Нефть: пеной (рикошетом);
водой (распыливанием);
сухим порошком;
хладонами.
• Сжиженные нефтяные газы: водой (распыливанием);
сухим порошком.
Нельзя – пеной, струей воды.
Пена:
1. высокократная (150:1…1500:1) – используют в закрытых помещениях (быстро рассеивается ветром);
2. с промежуточным расширением (15:1…150:1) – пожарные рукава (рассеивание);
3. с малым расширением (3:1…15:1) – на большие расстояния (не рассеивается).
Пирофорное окисление.
Сульфид железа, который при непродолжительном контакте с воздухом экзометрически окисляется до свечения и способен воспламениться.
1. при наличии сероводородного газа в атмосфере не содержащей (особенно когда концентрация сероводорода больше концентрации кислорода) – оксид железа превращается в сульфид железа;
2. если затем сульфид железа окажется в воздушной атмосфере – он окисляется и снова превращается в оксид – выделяется избыток тепла.
Причины:
1. оксид железа (ржавчина);
2. сероводородный газ;
3. недостаток кислорода.
На берегу – основной источник воспламенения. Скапливается в цистерне. Когда цистерны выводят из эксплуатации при вентиляции принято держать все внутренние поверхности увлажненными (для предотвращения).
В море – редко (только когда концентрация сероводорода очень высокая). При снижении (инертизация) – возможно образование.
Предотвращение – переход с СИГ. При погрузке или приеме балласта – СИГ останавливают. Падение давления: 1) утечки; 2) .
СИГ.
• < 8% ;
• < 5% – ГК, ВК (СИГ);
• 1,5…2,5% – генератор ИГ.
Производительность СИГ должна быть не менее 125% от максимально возможной интенсивности слива для данного судна.
Содержание в топочном газе СИГ – 12…14%.
Инертные газы должны быть охлаждены и промыты водой (для удаления сажи и серной кислоты).
Разбавление – ИГ смешивается с первоначальной атмосферой танка для снижения концентрации (скорость достаточная для поступления к днищу) (1 танк).
Замещение – углеводородный газ (более тяжелый, чем ИГ) выходит из днищевой части через трубопровод, пока ИГ поступает из верхней части танка (медленная скорость) (несколько танков).
Газовый анализатор срабатывает при концентрации углеводородов – 30% от НПВ. Интервал – не реже 1 раза в 30 минут.
Запрещается использовать противогаз в недегазированных танках:
1. он не производит воздух, а только фильтрует;
2. активированный уголь + углеводородная среда = выделение значительного количества теплоты (возгорание).
Мойка танков – только «Dry Oil» (уменьшение вероятного возникновения значительного статического заряда в атмосфере танка).
Для мойки танков сырой нефтью используют только стационарной моечные машинки.
ЭО типа «Intrinsically Safe» - исключает искрообразование при нормальной эксплуатации (< 12В, < 5мА, < 25Вт).
Кольцевая система – одним насосом все танки (универсально).
Линейная система – 1 насос – 1 танк.
Система вентиляции грузового насосного отделения должна быть оборудована принудительной вытяжной вентиляцией с интенсивностью не менее 20 объемов помещения в час.
Гидравлическое испытание грузовых и бункерных трубопроводов – 1 раз в год; Р = 150%.
В начальный момент налива – ограничить скорость налива до 1 м/с (предотвращение электростатического заряда).
Сброс нефтеводяной смеси из отстойных танков в случае использования метода статического отстоя – отстой не менее 36 часов.
Производительность зачистного насоса – не менее 125% от общего количества моечной жидкости, поступающей в танк.
В течение 24 часов до начала грузовых операций должна быть произведена проверка сигнализации предельного заполнения грузовых танков (зафиксировать в судовом журнале).
Обеспечение пожаробезопасности при подсоединении берегового приемного устройства:
1. развернуть 2 пожарных шланга;
2. подготовить 2 огнетушителя (только порошок);
3. готовность №1.
Во время грузовых операций для исключения проникновения газов в жилые помещения – поддерживать небольшое избыточное давление во внутренних помещениях настройки (система кондиционирования воздуха переводится на рециркуляцию по замкнутому контуру).
Слоп-танки (отстойные) входят в общую грузовместимость танкера.
Наличие добавок хрома в стали танков – устойчивость к химической коррозии 2 раза в 6…12 месяцев пассивизация танков (20% раствор азотной кислоты).
Возникновение статического электричества при 100пСм/м.
Дизельное топливо аккумулирует статическое электричество – максимальная линейная скорость потока до 7 м/с.