Шпоры к ГОС экзамену «ЭСЭСА» 2013

Автор: admin от 28-03-2013, 11:02 | Категория: «ГОСЫ»

Преподаватель: Самойленко А.Ю., Черкасов А., Уразов Ф.Ф.

Тип документа: Шпаргалки | doc.

Популярность: 0.11 %

Страниц: 15.

Язык: Русский.


Вопросы и ответы к государственному экзамену по специальности 180404 "Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики" на 2011/2013 учебный год

1. СУДОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ОБЩЕСУДОВАЯ СВЯЗЬ
1.1. Блок измерения информационно-измерительной системы, выполненный на основе время-импульсного вольтметра с линейной разверткой, стал давать завышенные результаты измерения. Руководствуясь структурной схемой объяснить возможные причины. (Схема прилагается).
1.2. Время-импульсный вольтметр с двухтактным интегрированием стал давать заниженные результаты измерения. Руководствуясь структурной схемой объяснить возможные причины. (Схема прилагается).
1.3. Функции, структурные схемы систем централизованного контроля. Требо-вания к системе АПС.
1.4. Способы защиты судовых электронных информационных устройств от помех.
1.5. Структурная схема, режимы работы, основные типы датчиков систем по-жарной сигнализации.
1.6. Принципы организации и виды судовой телефонной связи.




Литература
1. Семенов С.П., Горелейченко А.В., Богачев Э.Ю. Судовые электроизмери-тельные приборы и информационные системы. Учебник. - М.: Транспорт, 1982.
2. Байков П.М. Приборы управления и внутрисудовая связь. Учебник. - М.: Транспорт, 1983.
3. Самойленко А.Ю. Электронные и микропроцессорные средства судовых си-стем управления: Учебное пособие. 2-е издание, перераб. и доп. - Новорос-сийск: МГА имени адм. Ф.Ф.Ушакова, 2006. – 210 с.

2. СУДОВАЯ ЭЛЕКТРОНИКА И СИЛОВАЯ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
2.1. Проверка исправности и замена биполярных транзисторов.
2.2. Электронный блок выполнен с использованием трех типовых схем включе-ния операционных усилителей (инвертирующий, неинвертирующий, диффе-ренциальный усилители), имеет один настроечный элемент - переменный ре-зистор. Для входного напряжения 1 В определить величину и знак выходно-го напряжения для двух предельных положений движка переменного рези-стора. (Схема прилагается).
2.3. Из типовых логических элементов И, ИЛИ, НЕ, И/НЕ, ИЛИ/НЕ составить схему блока логики, реализующую логическую функцию вида P = f (a, b, c), где a, b, c - входные логические переменные. Примерный вид функции:
.
2.4. Блок логики, выполненный на типовых логических элементах реализует ло-гическую функцию вида P = f (a, b, c, d). (Схема прилагается). Определить все комбинации входных сигналов, при которых выходной сигнал равен ло-гической единице.
2.5. На вход цифрового устройства, состоящего из счетчика и дешифратора (схе-ма прилагается), поступают импульсы с заданной частотой. Изобразить вре-менную диаграмму выходного сигнала и определить его период.
2.6. Требования ПТЭ СТС и К к технической эксплуатации полупроводниковых преобразователей и приборов.
2.7. Допустимо ли использование в составе мостового однофазного неуправляе-мого выпрямителя диодов с максимальным обратным напряжением 70 В, ес-ли выходное напряжение выпрямителя 36 В? Тот же вопрос для схемы с ну-левой точкой.
2.8. Принципы управления тиристорами в цепях постоянного и переменного тока.
2.9. В мостовой схеме выпрямителя, входящего в состав источника питания элек-тронной системы, в одном из 4-х диодов образовался обрыв. К каким по-следствиям это приведет?
2.10. Вследствие неисправности в системе управления управляемого выпрямителя напряжение в нагрузке возросло и регулируется в узком диапазоне. На ос-нове анализа структурной схемы укажите возможную причину.

Литература
1. Штумпф Э.П. Судовая электроника и силовая преобразовательная техника. - СПб.: Судостроение, 1993.
2. ПТЭ СТС и К. РД31.21.30-97. СПб, 1997.
3. Самойленко А.Ю. Электронные и микропроцессорные средства судовых си-стем управления: Учебное пособие. 2-е издание, перераб. и доп. - Новорос-сийск: МГА имени адм. Ф.Ф.Ушакова, 2006. – 210 с.




3. МИКРОПРОЦЕССОРНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Назначение, особенности применения блоков типа EPROM, EEPROM, ис-пользуемых в МПСУ.
3.2. Для связи между блоками МПСУ используется интерфейс "токовая петля". Каковы его характеристики и какие операции по настройке интерфейса нужно выполнить, чтобы связь была обеспечена?
3.3. Какие автономные и встроенные средства контроля и самодиагностики ис-пользуются при эксплуатации судовых МПСУ?
3.4. Структура, основные типы блоков МПСУ "Data chief-C20".

Литература
1. Алексеев Н.А., Ушаков В.М. Эксплуатация судовых микропроцессорных си-стем. - М.: Транспорт, 1994.
2. Самойленко А.Ю. Электронные и микропроцессорные средства судовых си-стем управления: Учебное пособие. 2-е издание, перераб. и доп. - Новорос-сийск: МГА имени адм. Ф.Ф.Ушакова, 2006. – 210 с.

4. СПЕЦИАЛЬНОЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ НЕФТЕНАЛИВНЫХ СУДОВ
4.1. Назначение, состав электрооборудования судовой системы сбора и сброса нефтесодержащих вод. Нормативы сброса и режимы работы.
4.2. Назначение и состав электрооборудования системы инертных газов. Прин-ципы действия и режимы работы силового и контрольно-измерительного оборудования.

Литература
1. Конспект.

5. ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СЭО И СА
5.1. Определить вероятность безотказной работы Рс электрической схемы (рис. 1) при отказах диодов V1 и V2 типа “короткое замыкание” и вероятности безотказной работы элементов соответственно PV1 = PV2 = 0,9; PR = 0,95. [Л.1, стр. 107 - 118].

Рис. 1
5.2. Для электрической схемы (рис. 2), состоящей из трех функциональных блоков с вероятностью безотказной работы P1 = 0.90; P2 = 0.92; P3 = 0.95, определить вероятность безотказной работы при постоянном общем Pс об и при постоянном раздельном Pс раз однократном резервировании. Дать вы-вод формул Pс об и Pс раз для этой схемы. [Л.1, стр. 129 -136].


Рис. 2
5.3. Для электрической схемы, функционально-структурная модель которой показана на рис. 3, с помощью таблицы функций неисправности опреде-лить минимальную совокупность диагностических параметров для поиска отказавшего элемента. [Л. 1, стр. 209 -210].

Рис. 3
5.4. Составить программу (последовательность проверок) поиска отказавшего элемента в электрической системе по ее функционально-структурной мо-дели (рис.4) способом средней точки. Сравнить полученное среднее число проверок ср для поиска отказавшего элемента с соответствующим теоре-тическим минимальным средним числом проверок ср min для этой схемы. [Л.1, стр. 229 - 231]

Рис. 4

Литература
1. Кузнецов С.Е., Филев В.С. Основы технической эксплуатации судового элек-трооборудования и автоматики: Учебник. - СПб.: Судостроение, 1995, - 448 с.


6. ТЕОРИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
6.1. Определение характеристик и устройства САУ по технической документа-ции и реальной аппаратуре (функциональная схема, характеристика со-гласно классификации).
6.2. Определение качества работы САУ расчетным путем из условия устойчи-вости.
6.3. Определение качества работы САУ по показателям переходных процессов в условиях эксплуатации.
6.4. Экспериментальная проверка значений настроечных параметров и исправ-ности пропорционального регулятора.
6.5. Экспериментальная проверка значений настроечных параметров и исправ-ности пропорционально - интегрального регулятора.
6.6. Настройка САУ в условиях эксплуатации методами незатухающих колеба-ний.
6.7. Настройка САУ в условиях эксплуатации алгоритмическим методом.


Литература
1. Иващенко Н.Н. Автоматическое регулирование. 1978.
2. Конспект лекций по ТАУ.

7. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СУДОВЫМИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
7.1. Системы ДАУ главных судовых дизелей: назначение, функции, основные модули.
7.2. Пуско-реверсивные системы главных судовых дизелей: назначение, функ-ции, основные части.
7.3. Электрические системы управления частотой вращения главных судовых дизелей: назначение, функции, функциональная схема, модули.
7.4. Системы защиты главных судовых дизелей.
7.5. Регулирование сжигания топлива и уровня в судовых паровых котлах.
7.6. Автоматизация судовых вспомогательных паровых котлов.

Литература
1. Тимофеев Ю.К. Системы управления судовыми энергетическими процесса-ми: Учебник. - СПб.: Судостроение, 1994, - 312 с.
2. Кузнецов Е.В. Электрические системы автоматизации судового энергетиче-ского оборудования: Учебное пособие. – Новороссийск: НГМА, 2004.–168с.


8. ЭЛЕМЕНТЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА АВТОМАТИКИ
8.1. Индуктивные преобразователи. Преимущества дифференциальной и мо-стовой схем. В каких датчиках применяются.
8.2. Основные схемы включения, погрешности, применение сельсинов.
8.3. Электромагнитные реле, основные типы и параметры. Способы изменения временных характеристик реле.
8.4. Компенсационные провода, которыми термопара соединена с блоком об-работки ее сигнала, заменены обычным медным кабелем. К чему это при-ведет?
8.5. Основные характеристики и особенности эксплуатации электрических дат-чиков температуры – термопар и металлических терморезисторов.

Литература
1. Жадобин Н.Е., Крылов А.П., Малышев В.А. Элементы и функциональные устройства судовой автоматики: Учебник. 2-е изд. - СПб.: Элмор, 1998. - 440с.
2. Власенко А.А., Стражмейстер В.А. Судовая электроавтоматика. - М.: Транспорт, 1982, - 386 с.
3. Самойленко А.Ю. Электронные и микропроцессорные средства судовых си-стем управления: Учебное пособие. 2-е издание, перераб. и доп. - Новорос-сийск: МГА имени адм. Ф.Ф.Ушакова, 2006. – 210 с.



9. СУДОВЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ, ОСНОВЫ СУДОВОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА
1. Особенности эксплуатации рулевого электропривода (РЭП) и требования Регистра.
2. Силы и моменты, действующие на руль и судно. Приведите графическую зависимость - Мб=f() для простых и балансирных рулей.
3. Нагрузочные характеристики рулевого электропривода с механической пе-редачей. Расчет и выбор исполнительного двигателя РЭП.
4. Порядок расчета и выбора исполнительного двигателя рулевого электро-привода с гидравлической передачей.
5. Автоматизация рулевого электропривода. Схема управления РЭП и целе-сообразность применения ПИД-регулятора.
6. Электроприводы вспомогательных механизмов судовых систем. Особенно-сти механических характеристик и применяемых схем насосов и вентилято-ров.
7. Нагрузочная диаграмма электропривода якорно-швартовных устройств. Особенности механической характеристики исполнительного двигателя ЯШУ.
8. Особенности систем управления и защиты электропривода якорно-швартовных устройств. Привести пример схемы электропривода брашпи-ля.
9. Системы управления электроприводами грузоподъемных механизмов. По-яснить работу схемы электропривода грузового крана.
10. Особенности эксплуатации и выбора электродвигателей электроприводов палубных механизмов. Пояснить работу схемы электропривода грузовой лебедки.
11. Особенности эксплуатации электроприводов вспомогательных механизмов энергетических установок и судовых систем. Пояснить на примере схемы электропривода компрессора.
12. Виды тормозных режимов двигателей переменного тока. Рекуперативное торможение и его использование в СЭП. Пояснить на примере схемы элек-тропривода механизма «подъема-спуска» стрелы крана.
13. Динамическое торможение асинхронного двигателя и его использование в электроприводах палубных механизмов и ГЭУ.
14. Торможение противовключением, его использование в ЭП грузоподъемных механизмов при опускании тяжелых грузов.
15. Виды тормозных режимов ЭД постоянного тока. Динамическое торможение и его использование в СЭП.
16. Особенности механических характеристик электродвигателей постоянного и переменного тока и их нагрузок (привести Км, Кт, способы уменьшения пусковых токов электродвигателя).
17. Каковы способы регулирования частоты вращения асинхронного электро-привода? Привести механические характеристики.
18. Регулирование частоты вращения АД изменением частоты тока при раз-личных видах нагрузки и регулирование изменением числа пар полюсов.

19. Нагрузочные диаграммы и особенности выбора электродвигателей приво-дов судовых грузоподъемных механизмов.
20. Электроприводы ГЭУ. Особенности применения схем ГЭУ постоянного и переменного, двойного рода тока.

Литература
1. Бабаев А.М., Ягодкин В.Я. Автоматизированные судовые электроприводы. / Учебник. – М.: Транспорт, 1986.
2. Головин Ю.К. Судовые электрические приводы. / Учебник. – М.: Транспорт, 1991.
3. Правила классификации и постройки морских судов (Регистр), 1994.

10. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ, ОЭТ И Э
1. Мощности в цепях постоянного и переменного тока. Треугольник мощно-стей, коэффициент мощности (cos) и его значение, выражение для мощно-сти в комплексной форме. Измерение мощности.
2. Синусоидальный ток и его характеризующие величины. Методы анализа и расчета электрических цепей. Применение векторных и топографических диаграмм.
3. Эксплуатационные особенности симметричных и несимметричных режимов работы трехфазных цепей.
4. Переходные процессы в линейных и нелинейных электрических цепях. Ме-тоды анализа и расчета.
5. Магнитные цепи, типы, особенности применения и эксплуатации в устрой-ствах контакторов, реле и двигателей при создании вращающегося поля.
6. Различие схем замещения и параметров трансформатора и асинхронного электродвигателя. Пояснить векторной диаграммой.

Литература
1. Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники. Учебник. – М.: Выс-шая школа.
2. Атабеков Г.И. Теоретические основы электротехники, ч.1. Учебник. – М.: Энергия.
3. Иванов И.В. и др. Общая электротехника и электроника. Учебник. - М.: Высшая школа. 2000г.


11. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ
1. Как изменится режим и распределение токов по фазам обмоток обеих сто-рон трансформатора схемы / при обрыве в цепи нагрузки одной фазы?
2. Как изменятся эксплуатационные параметры (КПД, cos) нагруженного асинхронного двигателя, при его питании от несинусоидального напряже-ния?
3. Перечислите возможные причины повышенного нагрева подшипников син-хронного генератора и меры по их устранению?
4. Как осуществляют контроль сопротивления изоляции обмоток электриче-ских машин, приведите допустимые для эксплуатации значения сопротивле-ния. Какими мерами можно восстановить сопротивление изоляции обмоток машины переменного тока?
5. Перечислите возможные причины отсутствия самовозбуждения синхронно-го генератора и меры по их устранению. В чем опасность отключения об-мотки возбуждения синхронного генератора?
6. Перечислите возможные (эффективные) способы регулирования скорости вращения асинхронного двигателя с фазным ротором и как изменятся при этом его механические характеристики, пусковые и максимальные моменты и токи?
7. Объясните, для каких целей применяют асинхронные двигатели с глубокими пазами ротора и в чем отличие их механических и рабочих характеристик от двигателей с обычной короткозамкнутой клеткой ротора?
8. Объясните, для каких целей применяют асинхронные двигатели с двумя клетками ротора и чем отличаются их механические и рабочие характери-стики от двигателей с одной обычной короткозамкнутой клеткой ротора?

Литература
1. Котриков К.П., Романовский В.В. Судовые электрические машины. – М.: Транспорт, 1995, 272 с.
2. Вольдек А.И. Электрические машины. – Л.: Энергия, 1978, 832 с.
3. Гемке Р.Г. Неисправности электрических машин. – Л.: Энергоатомиздат, 1989, 332 с.


12. СУДОВЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
1. Каковы типовые структурные схемы судовой электрической станции, ГРЩ?
2. Как разделяются электропотребители судна по категориям ответственности? Каким образом осуществляют питание этих категорий?
3. Объясните свои действия у ГРЩ при подключении на параллельную работу дизель-генератора методом точной синхронизации.
4. Каковы основные отличия и характеристики автоматических выключателей с тепловым и электромагнитным расцепителем?
5. Объясните работу схемы автоматического регулятора напряжения синхрон-ного генератора с амплитудо-фазовым компаундированием при возникно-вении возмущений раздельно по величине и по характеру – фазе нагрузки (схема прилагается).
6. Особенности комбинированной, индуктивно-тиристорной системы автома-тического регулирования напряжения синхронного генератора и ее реакция на возникновение возмущений.
7. Прибор контроля сопротивления изоляции на ГРЩ показал существенное снижение сопротивления. Как определить место повреждения?
8. Каковы способы синхронизации синхронных генераторов, их достоинства и недостатки.
9. Объясните принцип работы автоматических устройств регулирования ча-стоты от нагрузки (схема прилагается).
10. От чего зависит ударное значение тока короткого замыкания при воз-никновении его на шинах ГРЩ и чем объясняется его большая величина по сравнению с установившимся током?
11. Какими последствиями опасно возникновение короткого замыкания на фидере, отходящем от шин ГРЩ при несрабатывании защиты?
12. При каком характере нагрузки на шинах ГРЩ СЭС переменного тока, реактивном или активном, провал напряжения при набросе нагрузки будет наибольшим и почему?
13. Что означает селективность - избирательность защиты? Перечислите пять типовых защищаемых участков (ступеней) СЭЭС. По какому параметру ор-ганизуют срабатывание защиты на каждом из защищаемых участков.
14. Чем отличаются уставки срабатывания защиты судовых электрических сетей для дизель- и турбогенераторов, и чем объясняется их различная ве-личина?
15. Перечислите все виды защит генераторов согласно требованиям Реги-стра и объясните, какими устройствами они осуществляются.
16. Каковы требования к формированию судовых аккумуляторных батарей и их эксплуатации?

Литература
1. Баранов А.П. Судовые автоматизированные электроэнергетические систе-мы. – М.: Транспорт, 1988. 328 с.
2. Справочник судового электротехника под редакцией Китаенко Г.И. – Л.: Судостроение, 1980. том 2, том 3.
3. Ивашов В.Т. Судовые электроэнергетические системы. Курс лекций. - Но-вороссийск: МГА им.адм. Ф.Ф. Ушакова, 2006. - 178с.


13. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1. Общие требования ПТЭ СТС и К к техническому использованию судо-вых технических средств и конструкций.
2. Требования ПТЭ СТС и К к сопротивлению изоляции судового электро-оборудования.
3. Общие требования ПТЭ СТС и К к техническому обслуживанию судовых технических средств и конструкций
4. Основные требования ПТЭ СТС и К к техническому обслуживанию судо-вых генераторов.
5. Требования ПТЭ СТС и К по подготовке к действию, вводу и выводу из действия, к обслуживанию во время работы генераторов судовой электро-станции.
6. Требования ПТЭ СТС и К по обслуживанию аккумуляторов.

Литература
1. ПТЭ СТС и К. РД31.21.30-97, СПб, 1997.




Вопросы рассмотрены и утверждены 2 сентября 2011 г., протокол заседания кафедры СЭА № 36.

Скачать gos-esesa.doc [2.14 Mb] (cкачиваний: 315)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
  • Rambler's Top100
  • Сайт находится на хостинге Host Food