Автор: А. П. Ремнёв В.Ф. Чернышев В.М. Киселев.
Тип документа: Учебное пособие | doc.
Популярность: 1.45 %
Страниц: 57.
Размер файла: 1 Mb.
Язык: Русский.
Год издания: 2004.
Оперативный план содержит систематизированный материал по вопросам разработки оперативных планов по борьбе с пожаром на морских и речных судах, содержит таблицы и формулы, с помощью которых производятся расчеты сил и средств пожаротушения, условные обозначения, применяемые для обозначения обстановки на плане судна.
Предназначено для курсантов высших морских учебных заведений, членов экипажей судов, других специалистов, связанных с эксплуатацией морского флота. Будет полезно в процессе обучения слушателей тренажер-ных центров работников морского и речного флота и в практической работе на судах.
Учебное пособие соответствует требованиям Международной кон-венции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, а также документам ИМО.
Оперативный план борьбы с пожарами
Успех тушения пожара достигается правильным и четким выполнением оперативного плана борьбы с пожаром, умелым управлением аварийными партиями и группами во время пожара, высокой тактической выучкой, дисциплинированностью, активными, решительными и инициативными действиями всех командиров и членов экипажа.
Основным назначением оперативного плана (ОП) по борьбе с пожаром является четкое руководство экипажем судна по борьбе с пожаром с ГКП.
В соответствии с требованиями НБЖС (РД 31.60.14-81), Правил пожарной безопасности на морских судах РФ (ППБ) оперативные планы борьбы с пожарами на судах РФ разрабатываются с целью быстрого и оперативного решения организационных и тактических задач пожаротушения на случай возникновения пожара в определенных судовых помещениях. ОП позволяют ориентировочно предвидеть характер и возможное развитие пожара, рационально организовать тушение с использованием реальных на момент эксплуатации судна сил и средств пожаротушения.
ОП составляются на конкретные помещения, определенные приказом капитана. Оперативный план борьбы с пожарами разрабатываются на: все грузовые помещения, отсеки машинных помещений (МП), кладовые ЛВЖ, блоки жилых и служебных помещений, крюйт-камеры, лаборатории, зрительные залы, музыкальные салоны, выгороженные противопожарными переборками, посты управления и другие помещения по усмотрению капитана. ОП для грузовых помещений корректируются на каждый рейс. На танкерах новые ОП должны разрабатываться в зависимости от вида принятого груза.
Капитан, сообразуясь с обстановкой, может производить любые отклонения от ОП, если это даст положительный результат борьбы с огнем.
ОП для данного помещения составляется в двух (трех) экземплярах, которые находятся в Папке руководящих документов по борьбе за живучесть судна (аварийной папке) на ГКП судна, у командиров аварийных партий. Командиры аварийных групп должны иметь выписки из ОП в части, касающейся действий своих групп при тушении пожара в данном помещении и знать на память команды и действия по тушению по-жара.
Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ) в статьях 7 и 8 обязал судоходные компании с 1998 г. для танкеров, газовозов, химовозов, навалочников, пассажирских судов и подвижных морских установок, а для других судов с 2002 года установить процедуры по действиям в потенциально аварийных операциях на судне. Поэтому оперативные по борьбе с пожаром зачастую разрабатываются персоналом копании и высылаются на суда. Разработанный ОП проверяется и при необходимости корректируется старшим помощником капитана и старшим механиком. В противном случае этим лицам приходится самостоятельно разрабатывать ОП.
ОП подписывается старшим помощником капитана, старшим механи-ком и утверждается капитаном судна. Утвержденный ОП приобретает силу юридического документа и является обязательным для выполнения всеми членами экипажа судна, если не будет полностью или частично изменен в ходе тушения по указанию капитана.
Отработка ОП производится на судне путем проведения частных и об-щесудовых учений. При введении новых ОП или при наличии отдельных изменений в действующие ОП частные учения обязательны. Все отработки ОП фиксируются в пожарно-контрольном формуляре судна.
ОП составляется из расчета наличия одновременно одного очага пожара на борту судна.
ОП выполняется на развернутом стандартном плотном листе бумаги белого цвета размером 420Х297 мм.
Состав оперативного плана
При заполнении бланков-карточек ОП весь текст выполняется черным цветом, за исключением общего наименования аварийного помещения, которое выполняется красным цветом. Тексты по организации и действиям основного варианта пожаротушения подчеркиваются линиями зеленого цвета, а резервного варианта пожаротушения — желтого цвета.
Тексты запрещающие подчеркиваются красными линиями. Номер ОП присваивается по номеру аварийного помещения на табло станции электрической или дымовой пожарной сигнализации.
В начале ОП указываются основной и резервный варианты тушения с указанием средств тушения. Основной вариант это самый мощный и эффективный способ тушения пожара, резервный вариант — второй по эффективности. В средствах тушения указываются: система пожаротушения, ее основные данные (мощность, производительность); огнетушащее вещество, его запас, расход на тушение; средства доставки вещества и их количество.
ОП состоит из 4 разделов.
Раздел I «Организация тушения пожара». В нем указываются: действия и команды ГКП, старшего механика, командира аварийной партии, вахтенного механика; рубежи обороны по борьбе с пожаром, их действия; действия ходовых вахт, санитарной группы.
Во II разделе «Пожарно-техническая характеристика аварийного помещения» помещается схема аварийного помещения, даются пояснения к ней, указываются данные помещения, дается характеристика пожароопасности помещения.
Раздел III «Схема аварийного помещения и расстановка сил и средств» выполняется на отдельных листах и подклеивается к ОП.
В разделе IV «Результативные показатели активных средств тушения» производятся расчеты возможности тушения данного пожара водой, объемными средствами пожаротушения, пеной, паром и методом выдержки (изоляции или герметизации). По результатам данного раздела и будет приниматься решение, каким способом будет тушиться пожар, если он разрастется до размеров большого судового пожара.
Порядок составления оперативного плана
Разработка и составление ОП производятся в последовательности со-держания данного методического пособия, построенного по нумерации и наименованиям формы типового оперативного плана.
В начале изучается и заполняется раздел 2 «Пожарно-техническая ха-рактеристика аварийного помещения». В разделе кратко указывается кон-структивная пассивная противопожарная защита аварийного помещения. Тип и размещение пожарных и других конструкций, ограждающих аварийное помещение:
- размещение главных пожарных переборок, ближайших к аварийному помещению;
- способ пожарной защиты жилых помещений;
- огневая загрузка аварийного помещения и, исходя из нее, расчетное время свободного горения без тушения, пути и ожидаемое время, через которое огонь и дым могут распространиться в смежных помещениях по вертикали и горизонтали, ожидаемые возможные продукты горения (состав дыма, газов и т. д.) и средства защиты людей от дыма;
- пути эвакуации людей, размещение аварийных выходов и в том числе мест возможных вырезов;
- размещение мест перекрытия вентиляционных каналов аварийного помещения и остановки вентиляторов;
- размещение постов отключения электропитания аварийного отсека;
- посты дистанционного отключения подачи топлива к агрегатам в аварийных помещениях;
- посты аварийного дистанционного спуска топлива из встроенных и подвесных цистерн;
- посты размещения дистанционного управления аварийного выпуска пара из котла и хладагента из холодильной установки;
- посты дистанционного управления перекрытия клинкетных дверей, световых люков.
Указываются топливные и масляные цистерны, защищаемые паротушением или углекислотой и посты пуска тушащего агента. При наличии в аварийном отсеке собственного кингстона — указывается пост управления.
При наличии в аварийном помещении опасных грузов указываются рекомендованные и не запрещенные правилами МОПОГ конкретные средства пожаротушения, имеющиеся на судне.
Указываются места размещения баллонов с газами судового снабжения, как в аварийном, так и в смежных помещениях.
Материал для составления данного раздела берется в основном из судовой проектной документации, с использованием следующих данных.
Противопожарные конструкции класса «А» с любым индексом рассматриваются как огне - и дымозадерживающие в течение одного часа.
Конструкции класса «В» являются огнезадерживающими в течение получаса. Стальная переборка, орошаемая из стволов с подачей воды 10 л/мин на 1 погонный метр, рассматривается как конструкция класса «А».
Огневая нагрузка аварийного помещения берется из судовой документации или вычисляется путем определения количества сгораемых материалов (по массе) на 1 м² площади аварийного помещения и служит для определения времени выгорания аварийного помещения. Для определения длительности пожара в зависимости от огневой нагрузки можно пользоваться таблицей длительности пожара (табл. 4 Приложений).
Время выгорания для различных материалов зависит также и от скорости выгорания этих материалов. Ориентировочные значения скорости выгорания приведены в табл. 1 Приложений.
Величина линейной скорости распространения горения для некоторых газов берется из табл. 2 Приложений.
Скорость распространения пожара выбирается из табл. 3 Приложений.
При пользовании таблицей длительности пожара в различных помещениях (табл. 5 Приложений) следует учесть, что:
1) воспламенение поверхностей всех горючих облицовок и мебели в каюте происходит через 4 - 5 мин после возгорания;
2) температуры пожара в жилых и служебных помещениях следует брать стандартными, и они равны:
через 5 мин — 538ºС
10 «» — 704 «»
30 «» — 843 «»
60 «» — 927 «»
3) плотно прилегающие деревянные и мастичные палубные покрытия при пожаре в помещении выгорают не полностью и препятствуют прогреву нижерасположенной палубы;
4) при пожаре в помещениях, внутренняя облицовка которых вы-полнена из полимерных материалов, отмечается более высокая в сравнении с древесной активность горения;
5) трудновоспламеняющиеся и трудногорючие материалы несколько сдерживают развитие пожара в первый период, но не снижают пожарной опасности помещения в условиях развившегося пожара.
При пожаре в грузовом трюме немаловажно знать температуру пожара для проведения охлаждения конструкций помещения во избежание деформаций и распространения огня в смежные помещения.
Температуру пожара при горении различных материалов в помещениях ориентировочно можно взять из табл. 6 Приложений.
При наличии некоторых горючих материалов в аварийном отсеке нужно ожидать появление в дыме токсичных продуктов (табл. 7 Приложений).
Скачать