Автор: А.Н. Майборода.
Тип документа: Методическое пособие | pdf.
Популярность: 0.08 %
Страниц: 17.
Размер файла: 0.5 Mb.
Год издания: 2009.
Задание и методические указания для выполнения расчётно-графической работы по дисциплине “Теория и устройство судна” для студентов специальности 6.100301 ’’Судовождение” / Разработчик А.Н. Майборода. - К.: КГАВТ.
Задание и методические указания для выполнения расчётно-графической работы разработаны профессором кафедры управления судном доктором технических наук, профессором Майбородой А.Н. в соответствии с программой дисциплины “Теория и устройство судна”. Задание и методические указания предназначены для студентов всех форм обучения специальности «Судовождение». Они также могут быть использованы студентами других специальностей, которые изучают курс «Теория и устройство судна».
Содержание:
1. Содержание работы.
2. Общие требования к оформлению работы.
3. Задание.
4. Методические указания.
5. Рекомендованная литература.
6. Приложение 1. Кривые элементов теоретического чертежа.
7. Приложение 2. Универсальная штормовая диаграмма Ю.В.Ремеза.
Мореходность судна определяется способностью безопасно плавать и выполнять соответствующие его назначению задачи при ветре и морском волнении. Волнение моря является основной причиной качки судна.
Качкой судна называют его колебания на или вблизи свободной поверхности воды. Последствия качки проявляются в ухудшении условий обитаемости судна (заливание палубы, возникновение больших наклонений, скоростей и ускорений судна, ухудшение состояния людей); появлении инерционных перегрузок корпуса, устройств и механизмов; снижении безопасности плавания; появлении дополнительных изгибающих моментов и местных нагрузок корпуса; ухудшении ходовых и маневренных качеств судна и ограничении его функционального использования.
Колебательные движения судна являются взаимосвязанной комбинацией трёх основных видов качки: бортовой, килевой и вертикальной. Однако для упрощения решения задач принято считать их независящими друг от друга. Наиболее опасна бортовая качка, неблагоприятные последствия которой особенно проявляются у судов с большой начальной остойчивостью, т. е. с высоким значением поперечной метацентрической высоты. В некоторых случаях, например, у рудовозов, имеющих низкое положение центра тяжести и, следовательно, высокую начальную остойчивость, приходится принимать меры по ограничению метацентрической высоты принятием балласта в подпалубные цистерны.
Поведение судна на волнении существенно зависит от характеристик его качки на тихой воде, т.н. собственных колебаний. Поэтому определение последних представляет значительный практический интерес.
Период бортовой качки на тихой воде (период собственных колебаний) можно определить экспериментально (например, при раскачивании судна резким опусканием груза на причал или перекладкой руля на ходу) или приближённым расчётом с использованием момента инерции судна с присоединённой массой воды.
В настоящей работе на основании расчета периода собственных колебаний судна при бортовой качке и выполненных на борту измерений параметров волнения определяются амплитуда бортовой качки и нежелательная величина метацентрической высоты при плавании лагом к волне. Оценивается влияние скуловых килей на амплитуду бортовой качки при плавании лагом к волне и условное увеличение массы палубного груза при бортовой качке. С помощью универсальной штормовой диаграммы Ю.В.Ремеза определяются рекомендуемые скорости хода и курсы судна при шторме, исключающие опасность появления резонансных режимов бортовой качки. Для заданного начального курса, скорости судна и курсового угла относительно направления против бега волн выбирается наиболее безопасный режим штормования с учетом минимизации эффективного угла волнового склона.
Задание и методические указания для выполнения расчётно-графической работы разработаны профессором кафедры управления судном доктором технических наук, профессором Майбородой А.Н. в соответствии с программой дисциплины “Теория и устройство судна”. Задание и методические указания предназначены для студентов всех форм обучения специальности «Судовождение». Они также могут быть использованы студентами других специальностей, которые изучают курс «Теория и устройство судна».
Содержание:
1. Содержание работы.
2. Общие требования к оформлению работы.
3. Задание.
4. Методические указания.
5. Рекомендованная литература.
6. Приложение 1. Кривые элементов теоретического чертежа.
7. Приложение 2. Универсальная штормовая диаграмма Ю.В.Ремеза.
Мореходность судна определяется способностью безопасно плавать и выполнять соответствующие его назначению задачи при ветре и морском волнении. Волнение моря является основной причиной качки судна.
Качкой судна называют его колебания на или вблизи свободной поверхности воды. Последствия качки проявляются в ухудшении условий обитаемости судна (заливание палубы, возникновение больших наклонений, скоростей и ускорений судна, ухудшение состояния людей); появлении инерционных перегрузок корпуса, устройств и механизмов; снижении безопасности плавания; появлении дополнительных изгибающих моментов и местных нагрузок корпуса; ухудшении ходовых и маневренных качеств судна и ограничении его функционального использования.
Колебательные движения судна являются взаимосвязанной комбинацией трёх основных видов качки: бортовой, килевой и вертикальной. Однако для упрощения решения задач принято считать их независящими друг от друга. Наиболее опасна бортовая качка, неблагоприятные последствия которой особенно проявляются у судов с большой начальной остойчивостью, т. е. с высоким значением поперечной метацентрической высоты. В некоторых случаях, например, у рудовозов, имеющих низкое положение центра тяжести и, следовательно, высокую начальную остойчивость, приходится принимать меры по ограничению метацентрической высоты принятием балласта в подпалубные цистерны.
Поведение судна на волнении существенно зависит от характеристик его качки на тихой воде, т.н. собственных колебаний. Поэтому определение последних представляет значительный практический интерес.
Период бортовой качки на тихой воде (период собственных колебаний) можно определить экспериментально (например, при раскачивании судна резким опусканием груза на причал или перекладкой руля на ходу) или приближённым расчётом с использованием момента инерции судна с присоединённой массой воды.
В настоящей работе на основании расчета периода собственных колебаний судна при бортовой качке и выполненных на борту измерений параметров волнения определяются амплитуда бортовой качки и нежелательная величина метацентрической высоты при плавании лагом к волне. Оценивается влияние скуловых килей на амплитуду бортовой качки при плавании лагом к волне и условное увеличение массы палубного груза при бортовой качке. С помощью универсальной штормовой диаграммы Ю.В.Ремеза определяются рекомендуемые скорости хода и курсы судна при шторме, исключающие опасность появления резонансных режимов бортовой качки. Для заданного начального курса, скорости судна и курсового угла относительно направления против бега волн выбирается наиболее безопасный режим штормования с учетом минимизации эффективного угла волнового склона.
Скачать